ПУБЛИКАЦИИ

 

В этом разделе мы предлагаем вашему вниманию статьи и научные публикации, подготовленные авторским коллективом Института Интегральной культуры, а также участниками настоящего проекта

К вопросу о новых формах психологических защит.

Трансперсональная рационализация

или «духовное избегание»

Новые реалии нашей социо-культурной жизни ставят перед психологами и новые задачи. Одной из таких психологически «проблемных» зон является активное вовлечение все большего числа людей в духовную и религиозную практику и стиль жизни. Некритичное отношение психологически незрелых людей к сложнейшим вопросам духовного развития создает прецедент, когда личность пытается прикрывать свои внутренние проблемы и избегать их решения, используя для этого духовную риторику.

Инициация взросления в различных культурах

Кризис, охвативший современную культуру, особенно сильно отразился на институте воспитания. Наиболее ярко это проявляется в современной проблеме подростков, кризисе подросткового возраста, грозные симптомы которого мы видим в росте числа преступлений, наркомании и самоубийств именно среди этой возрастной категории. Вместе с тем, подростковый возраст, будучи переходом от детства к взрослости, уже сам по себе является трудным, кризисным моментом в развитии личности.

Стресс и сознание

Психологический, духовный подход к жизни наиболее сильно повлиял на современную медицину  через концепцию стресса. Национальный Институт Здоровья США ныне считает, что большинство болезней, поражающих современный мир, таких как сердечные заболевания, паралич, высокое кровяное давление, колиты, язвы и головные боли имеют в себе компонент стресса. Это говорит о растущем признании того, что наши ментальные и эмоциональные состояния играют определяющую роль в возникновении болезни.

Личностный рост: задачи, направления и динамика

с точки зрения теории  "спектральной психологии"

Кена Уилбера

В последнее время в психологической среде растет понимание того, что профессиональное совершенство психолога невозможно без его личностного роста. Но каким бы множеством методик и приемов ни владел психолог, он должен, прежде всего, выступать как некий эталон, пример психологического здоровья и зрелости для своих клиентов. В противном случае, все его советы и рекомендации будут выглядеть (сознательно или бессознательно) фальшиво. А это способно дискредитировать в глазах клиента не только самого психолога, но и психологию в целом.

И слово было - Интеграция
(и в шутку, и всерьез)

В преддверии архетипического перелома эпох (взять, хотя бы пресловутый, но так и не случившийся конец света «2012»), мозги единственно думающего - среднего - класса (ака - интеллигенции) заходятся в напряженной думе: «Что может стать причиной глобальной катастрофы? Что делать? Кто виноват? И куда бечь?» 

Предлагаются причины: парниковый эффект, отстойная экология, застойная политика, продажная пресса, религиозный фундаментализм, всеобщий потреблятский аффект, слом традиций, залом ума от новых тенденций, кризис внутри, снаружи, под ногами и над головой.

Психологическая и психосоматическая саморегуляция на основе использования работы с образами

Переживаемые образы разного рода  - как показали исследования в рамках биологической обратной связи, гипноза, медитативных состояний - воздействуют на уровень сердечных сокращений, кровяное давление, глубину и частоту дыхания, уровень потребления кислорода, ритмы и паттерны мозговых волн, электрические характеристики кожи, локальное капиллярное кровообращение, температуру, активность желудочно-кишечного тракта, уровень выделений, сексуальное возбуждение, уровень и выделение различных гормонов и нейротрансмиттеров в крови и функционирование иммунной системы.

Джон Уэлвуд.
Из книги "Путешествие
с сердцем"
(отрывок;
перевод С.А. Белковского)
 
К вопросу о приницпах развития цивилизации в условиях глобального экологического кризиса

Встреча между мной и другим – это лезвие бритвы

Грань, на которой встречаются противоположности, остра, словно лезвие бритвы, потому что она врывается сквозь удобный привычный набор шаблонов, привычек и заведенного порядка, который мы называем «я» и «я такой». Мы оказываемся на этом голом острие всякий раз, когда ощущаем остроту контакта, болезненность прикосновения, влияния, вторжения другого. Как сказано в Упанишадах: «Там где, другой, там - страх». Открываясь другому, мы встречаемся с неведомым, неизвестным; мы чувствуем себя уязвимыми, незащищенными, не знающими что делать дальше. Открыться? Защитить себя? Немного того и другого? Что будет, если вообще отказаться от старой стратегии поведения? К чему это приведет? Как бы долго наши отношения с кем-то ни продолжались, эти вопросы по-прежнему остаются. 

Охарактеризовать кризис современной цивилизации как лишь только экологический – означало бы расписаться в собственной близорукости. Кризис, постигший человечество, куда более масштабен. Экологические катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии новых болезней – лишь часть мозаики, сложив которую мы увидим и кровавые войны во имя религиозных убеждений и коммерческих интересов, и чудовищные социальные расслоения в самых разных частях света, и известную «грусть новых городов» и не столь заметные, но не менее распространенные симптомы болезни человечества: хронические депрессивные состояния, известные большинству землян, необъяснимые вспышки насилия даже по отношению к близким людям, возрастающее число самоубийств в высокоразвитых странах и многое, многое другое.